Ирина .. предлагает Вам запомнить сайт «Домохозяйки»
Вы хотите запомнить сайт «Домохозяйки»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

развернуть

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

А.В. Семенович - нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.

Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?

А.В. Семенович

Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?

Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.

Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.

К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…

Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже.  Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.

Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.

На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?

Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.

Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?

Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»

Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»

Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами. 

Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…

Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»

Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д.

Точку зрения нейропсихолога мы узнали. А есть ли у вас личное, житейское мнение по поводу раннего развития?

Я сама в три года спокойно научилась читать, одновременно занимаясь английским и музыкой. Но у меня были бабушки, тетушки, которые с трех лет мне четко сформулировали один тезис, который я запомнила одновременно с азбукой: «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека».

Двадцать лет назад, когда еще был институт бабушек, институт нормального воспитания, происходило сглаживание многих острых углов. Сейчас же этого нет и нет ничего адекватного взамен. Поэтому в совокупности с ориентацией на раннее интеллектуальное развитие можно уже сегодня вызвать эмоциональное выхолащивание детской популяции. Меня больше всего пугает именно это.

Обратите внимание, что вы имеете дело с человеком, которому с детства объясняли, что он вундеркинд из вундеркиндов, только лентяй. Так что прошу учесть, что это говорит не двоечник, это говорит лидер всегда и во всем. И этот лидер говорит: «Отстаньте от детей!» 


Источник →

Ключевые слова: психология
Опубликовано 21.06.2016 в 14:15

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Наталья Ростова
Наталья Ростова 25 июня 16, в 14:23 уже много лет работаю с малышами, занимаю их музыкой и только игра во всем, в танце, пении, чем больше их вовлекаешь в энергичное действие, тем больше загораются у них глазки..... за статью двумя руками голосую! Очень модно наших малышей "загружать" и что умнее становятся? всему свое время..... Текст скрыт развернуть
2
Валентина
Валентина 25 июня 16, в 21:38 У меня младший сын с полтора года , сам стал учить буквы . Говорить начал очень рано , еще и года не было ему . Когда он пошел в детский сад в 1.9 года он уже знал все буквы и цифры от 1 до 10 . Когда мы ехали с ним в автобусе он везде читал буквы и цифры . 2.5 года он уже начал сам , естественно с нашей помощи , читать по букварю Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 2
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Вспомним песни прошлых лет. …

Вспомним песни прошлых лет. Ярослав Евдокимов

23 авг, 10:36
0 0
ПАМЯТКА. Чистим микроволновую печь

ПАМЯТКА. Чистим микроволновую печь

23 авг, 10:36
+1 0
ВЕГЕТАРИАНСКИЕ РЕЦЕПТЫ. Прян…

ВЕГЕТАРИАНСКИЕ РЕЦЕПТЫ. Пряный хумус из запеченного баклажана

23 авг, 10:35
0 0
ДЕРЖИМ ФОРМУ. Упражнения для…

ДЕРЖИМ ФОРМУ. Упражнения для утренней зарядки

23 авг, 10:35
0 0
Ананасовый торт

Ананасовый торт

22 авг, 13:55
0 0
ТЕРЕМОК. Кошка-скалолаз ходи…

ТЕРЕМОК. Кошка-скалолаз ходит в горы со своим хозяином

22 авг, 13:52
0 0
СЕМЬЯ, ОТНОШЕНИЯ. Как мы пор…

СЕМЬЯ, ОТНОШЕНИЯ. Как мы портим детям игру

22 авг, 13:52
0 0
ШЬЕМ, ШЬЁМ, ШЬЁМ... Бюстгальтер

ШЬЕМ, ШЬЁМ, ШЬЁМ... Бюстгальтер

22 авг, 13:52
+2 1
Суп из свеклы с козьим сыром

Суп из свеклы с козьим сыром

22 авг, 13:52
0 0
Томатный соус. Простой рецеп…

Томатный соус. Простой рецепт приготовления

21 авг, 19:05
0 0
СтройРемПлан. Нюансы и идеи …

СтройРемПлан. Нюансы и идеи по укладке плитки в маленькой ванной

21 авг, 12:47
+3 0
САМОДЕЛКИ. Роза в технике ги…

САМОДЕЛКИ. Роза в технике гильоширования

21 авг, 12:47
0 0
ЗДРАВОТДЕЛ. Точка‭ ‬«божеств…

ЗДРАВОТДЕЛ. Точка‭ ‬«божественного‭ ‬хладнокровия‭»‬

20 авг, 16:28
+1 0
Вяжем. Пуловер спицами

Вяжем. Пуловер спицами

20 авг, 16:28
+3 0
Пироги, пирожки, кнышики и ш…

Пироги, пирожки, кнышики и шанежки! Сладкие начинки для пирожков

20 авг, 16:28
+1 0
Автомобильный пылесос: дельн…

Автомобильный пылесос: дельные советы по выбору

19 авг, 14:54
0 0
Варианты летнего платья-пальто

Варианты летнего платья-пальто

19 авг, 14:54
+3 0
САЛАТНЫЙ ДЕНЬ. Салат с печен…

САЛАТНЫЙ ДЕНЬ. Салат с печеной грушей, корном и булгуром

19 авг, 14:54
0 0
Реально работающая маска от …

Реально работающая маска от мимических и старческих морщин

18 авг, 21:32
0 0
Лимонный мусс

Лимонный мусс

18 авг, 21:32
0 0
ФОТОВЫСТВКА. Manuel Plantin:…

ФОТОВЫСТВКА. Manuel Plantin: отражения

18 авг, 16:31
+4 0

Последние комментарии

tatiana--- pavlova
хочу научиться самой шить!!!!!! Спасибо большое!!!
tatiana--- pavlova ШЬЕМ, ШЬЁМ, ШЬЁМ... Бюстгальтер
Татьяна
потрясающе!
Татьяна Слишком крутые торты, чтобы быть съеденными
Svetlana
Ника Курганова (Филатова)
Хороший советы.... спасибо :)
Ника Курганова (Филатова) Полезные советы, которые несомненно пригодятся в быту
НаталИ
ЛУЧШИЕ ТЕМЫ НЕДЕЛИ
Слишком крутые торты, чтобы быть съеденными

Слишком крутые торты, чтобы быть съеденными

«Панда» «Хранитель леса» «Дракон» «Обезьянки» «Морская владычица» «Стимпанк-кот» «Рамэн» «На дне океана» «Бохо-шик» «Стимпанк-сова» «Магритт» «Буря» «Фруктовая башня» «Лего» «Сэндвич» «Рай слад…

17 авг, 13:16
+5 1
СтройРемПлан. Нюансы и идеи по укладке плитки в маленькой ванной

СтройРемПлан. Нюансы и идеи по укладке плитки в маленькой ванной

Извечная проблема тесноты в российских квартирах особенно остро ощущается в маленькой ванной. Раздвинуть стены не всегда дадут разрешающие организации, остается заниматься «зрительным обманом». Как и много лет назад, лучшим отделочным вариантом для влажной ванной комнаты является плитка. Тр…

21 авг, 12:47
+3 0
Вяжем. Пуловер спицами

Вяжем. Пуловер спицами

20 авг, 16:28
+3 0
САД, ЦВЕТНИК И ОГОРОД. Почему трескается капуста

САД, ЦВЕТНИК И ОГОРОД. Почему трескается капуста

Часто в конце лета вилок капусты трескается, и макушка из гладкой превращается в «ершистую». Почему так происходит? Обычно макушка растрескивается у сортов капусты ранней или средней групп спелости. Бывает, весь вилок лопается. Это происходит, когда время налива кочана совпадает с си…

17 авг, 13:16
+1 0
ПАМЯТКА. Чистим микроволновую печь

ПАМЯТКА. Чистим микроволновую печь

Апельсиновая кожура. Не спешите выбрасывать апельсиновые корки после очистки фрукта, так как ими можно почистить микроволновку быстро и эффективно: сложите кожуру в подходящую для микроволновки емкость; залейте их водой, понадобится примерно 1,5 стакана; включите печь на полную мощнос…

23 авг, 10:36
+1 0

НАШИ САЙТЫ-СПУТНИКИ

Заходите в гости, у нас вы найдёте много интересного!

Все картинки кликабельны!


Вкусно и красиво!

Наш дом

Хвастунишка

Моё хобби

Вязание крючком и спицами

Вкусно с Любовью